zolotukhin_sa (zolotukhin_sa) wrote,
zolotukhin_sa
zolotukhin_sa

Categories:

Отвязка бухучёта от правовой концепции и привязка к экономической

ВНИМАНИЕ
При использовании материалов сайта активная гиперссылка на источник ОБЯЗАТЕЛЬНА

Изменения в Положение № 88: что ожидали, на что надеялись, о чем не думали… Опубликовано в БУХГАЛТЕРИИ № 22 (1269) от 29 МАЯ 2017 года Бухгалтерский учетПервичные документы Андрей ТВЕРДОМЕД, консультант по бухгалтерскому учету и налогообложению Правки, внесенные Приказом № 427[1] в Положение № 88[2], можно отнести к двум группам: правки, следующие из изменений, внесенных в Закон о бухучете в начале года,  и правки, не связанные с изменениями в этом Законе. Проанализируем их. Что ожидали Самая значимая группа изменений ожидаема и специалистам уже знакома.  Вслед за Законом о бухучете Положение № 88 теперь повторяет, что первичные документы не подтверждают и не фиксируют хозяйственные операции,  а лишь содержат сведения о них. О новом статусе первичных документов, который позволяет их составлять до совершения хозяйственной операции, и о том, как это сказывается на практике, уже известно из ряда писем государственных органов[3]. Но главное все же сохраняется – основанием для бухгалтерского учета хозяйственных операций остаются первичные документы. На что надеялись А вот дополнения Положения № 88 в части отражения хозяйственной операции, по которой первичные документы от контрагента не получены, из Закона не следуют. Эти изменения являются самыми существенными и интересными. Отражение операций на основании внутреннего первичного документа, составленного в одностороннем порядке, временно заменяющего полноценный первичный документ до его получения, ранее Положением № 88  не предусматривалось. Все же это не первая попытка урегулировать вопрос неотфактурованных поставок, то есть тех случаев, когда первичные документы отсутствовали, несмотря на совершение хозяйственной операции.  Получение товара без накладных, задержка в подписании акта предоставленных услуг и прочие заминки в документальном оформлении состоявшихся операций полностью избежать  в хозяйственной деятельности не удается. Нормы Положения № 88 в нынешней редакции описывают правила документооборота предприятия при отражении хозяйственной операции до получения  первичных документов от контрагента. Предтечей состоявшихся изменений было Письмо № 4339[4]. Еще в нем предлагался порядок отражения в учете хозяйственной операции до получения от контрагентов первичных документов, в которых должны содержаться полные сведения о хозяйственной операции. Широкого применения это Письмо не получило, поскольку внутренние первичные документы на момент издания письма не были предусмотрены законодательством. К  тому же такие первичные документы не содержали все необходимые обязательные реквизиты (как минимум, подписи обеих сторон).  Заметим,  они не будут содержать их и теперь, поскольку Положение № 88 предусматривает составление акта должностным лицом (а не лицами!) Зато после внесения изменений в Положение жаловаться на отсутствие нормативного урегулирования подобных действий уже не приходится. Хотя содержательность такого урегулирования не вдохновляет. Поэтому, несмотря на прописанный в п.2.6 и п. 3.5 Положения № 88 «рецепт», Письмо № 4339 не утрачивает актуальности и теперь – во-первых, это Письмо подробнее Положения, а во-вторых, избегает противоречия с ним. Правда, Письмо касается только определения суммы расходов и отражения их на момент составления финансовой отчетности. Положение пытается решить более широкую проблему, в нем говорится об отражении хозяйственной операции в целом (не только расходов), а в качестве момента отражения хозяйственной операции, называется момент составления учетных регистров бухгалтерского учета. Но все эти частности не препятствуют использованию Письма для оценки хозяйственной операции, поскольку предмет внимания этого Письма и Положения один. Обоими документами предусматривается предварительная оценка хозяйственной операции путем оставления внутреннего первичного документа. При поступлении документа от контрагента должна быть проведена корректировка ранее отраженной в регистрах бухучета суммы. В этом случае Письмо № 4339 в отличие от Положения № 88 содержит важное уточнение. Авторы этого Письма считают, что «разница должна быть признана в составе расходов периода, когда возникли основания для уточнения суммы, например, были фактически получены первичные документы от контрагента». Еще важней предложение Письма № 4339 «самостоятельно определять методику такой оценки, что целесообразно включать в распорядительный документ об учетной политике предприятия вместе с перечнем ответственных лиц и сроков представления ими соответствующей информации». Этой рекомендации  и многих других важных рекомендаций в Положении № 88 просто нет. В частности, Письмо указывает, что принятая методика должна применяться на постоянной основе, но при необходимости  предприятие может вносить в эту методику изменения. Свободу подходов  к определению расчетной суммы расходов, относительно которых на момент составления финансовой отчетности не получены первичные документы от контрагентов, Письмо обосновывает тем, что они не урегулированы нормативно-правовыми актами по бухгалтерскому учету. Резонность этого аргумента сохраняется и после внесения изменений в Положение, которые, предоставив право составления внутренних первичных документов, далее общей отсылки к ПБУ или МСФО не пошло. Это не означает, что определение расчетной суммы может производиться произвольно без какого-либо обоснования. Достоверность в бухгалтерском учете всегда является необходимым условием оценки. На вопрос в том, какими критериями руководствоваться для определения достоверности, Письмо № 4339 утверждает, что «под достоверной оценкой суммы расходов следует понимать максимально точную, объективную расчетную сумму расходов». Заметьте: не абсолютно, а максимально точную. С этой целью предприятие может пользоваться различными источниками информации, как то: условия договоров; статистическая информация по расходам предприятия за предыдущие периоды; информация об изменениях тарифных ставок; другие источники, определенные предприятием. Кроме того, Письмо № 4339 предлагает предприятиям  для отражения начисления расходов, относительно которых на момент составления финансовой отчетности не получены первичные документы от контрагентов, вводить новые субсчета в План счетов предприятия. Что касается формы внутренних первичных документов, то и здесь Письмо  оставляет решение за предприятием,  считая возможным их создание в произвольной форме, но с соблюдением требований Закона о бухучете относительно обязательных реквизитов первичного документа. О чем не думали С отражением в учете предварительной оценки хозяйственной операции корреспондирует расширение способов исправления ошибок в первичных документах, учетных регистрах и финансовой отчетности. Теперь в Положении № 88 упоминается не только корректурный способ, но и способы «красного сторно» и дополнительных проводок, необходимые для корректировки ранее отраженной суммы.  Новациями это назвать трудно, такие способы на практике применялись и ранее. К тому же перечисленные способы исправления ошибок касаются документов, созданных ручным способом, следовательно, сфера применения п.4.2 Положения значительно сузилась.  Существенным является изменение, расширившее сферу применения Положения № 88 определенную п.1.1, в части сохранности отчетности. Теперь Положение взялось регулировать порядок хранения не только бухгалтерской отчетности, но и прочей отчетности, основанной на данных бухгалтерского учета. Возможно, здесь имелась в виду отчетность по налогообложению прибыли. Однако в широком смысле слова, на данных бухгалтерского учета может базироваться любая отчетность, не только налоговая и статистическая. Сферу применения Положения № 88 расширяет также, казалось бы, редакционная правка в конце Приказа № 427. Пункт 7 этого приказа по всему тексту Положения термин  «бухгалтерская отчетность» заменяет термином «бухгалтерская и прочая отчетность». Заметим, что здесь уже нет оговорки о базировании прочей отчетности на данных бухгалтерского учета. В результате требование раздела 6 «Хранение документов» регулирует передачу отчетности в архив, хранение ее в бухгалтерии до передачи в архив и на электронных носителях, не только бухгалтерской отчетности, но и прочей. Корректность этих изменений вызывает сомнение. Регулирование порядка хранения прочей отчетности  выходит за пределы компетенции Минфина в целом, и самого Положения № 88 в частности. Ведь из его названия следует, что Положения регулирует вопросы исключительно бухгалтерского учета. Что касается остальных изменений, внесенных Приказом № 427 в Положение № 88,  то значительная их часть приходится на осовременивание терминологии и редакционные уточнения отдельных норм. Приказ № 427 вступает в силу со дня его опубликования. [1] Приказ Минфина от 11.04.2017 г. № 427 «Об утверждении Изменений в Положение о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете» (прим. ред.). [2] Положение о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете, утвержденное приказом Минфина от 24.05.95 г.  № 88 (прим. ред.). [3] Письмо Минфина от 16.02.2017 г. № 31-11410-06-5/4339 (Бухгалтерия. – 2017. – № 12. – С.28-30); письмо ДФС в г. Киеве от 31.03.2017 г. № 6964/10/26-15-14-05-04-22  (прим. ред.). [4] Письмо Минфина от 22.04.2016 г. № 31-11410-06-5/11705. Опубликовано: Бухгалтерия. – 2016. – № 26. – С.40 - 41 (прим. ред.).

Источник: http://www.buhgalteria.com.ua/Hit.html?id=5283&utm_content=bufferd9ee1&utm_medium=social&utm_source=facebook.com&utm_campaign=buffer
Tags: Первичные документы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments